Экономическое обоснование цен на строительные материалы, реализуемые на биржевых торгах: быть или не быть?

Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования

СИТУАЦИЯ:

Организация производит строительные материалы, изделия, конструкции, в том числе используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее – строительные материалы, изделия, конструкции), часть из которых реализует на биржевых торгах АО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Обязана ли организация составлять экономическое обоснование цен на производимую продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен при ее реализации на биржевых торгах?

Экономическое обоснование цен на строительные материалы, реализуемые на биржевых торгах: быть или не быть?

Ответ:

С 1 сентября 2021 г. вступило в силу постановление МАИС от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее – постановление № 73).

Абзацами 1, 2 п. 1 постановления № 73 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены, в размере 20 % к плановой себестоимости без учета расходов, связанных с их транспортировкой до пункта разгрузки, определенного договором. Данное ограничение установлено в отношении цен на строительные материалы, изделия, конструкции по перечню согласно приложению к постановлению № 73.
Пунктом 4 постановления № 73 определено что действия абз. 1 и 2 п. 1 постановления № 73 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей при реализации ими строительных материалов, изделий, конструкций, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", утвержденный постановлением Совмина от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах».

Вместе с тем:

  • цены на строительные материалы, изделия, конструкции включены в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72, перечень № 72);
  • согласно абз. 1, 6 подп. 2.11 Указа № 72 обязанность по составлению экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых отпускных цен, на товары, включенные в перечень № 72, на юридических лиц при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" не распространяется. Освобождение от обязанности составлять экономическое расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции также предусмотрено п. 7 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции, утвержденной постановлением № 73;
  • реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги)), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением случаев, когда требование об обязательном составлении таких экономических расчетов установлено в соответствии с подп. 2.11 Указа № 72 правонарушением не является (абз. 1, 4 подп. 2.3 Указа № 72).

Таким образом, складывается достаточно парадоксальная ситуация:

  • с одной стороны юридические лица, осуществляющие производство строительных материалов, изделий, конструкций обязаны заключать на биржевых торгах АО «Белорусская универсальная товарная биржа», и тем самым на них не распространяется обязанность составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен;
  • с другой стороны эти же организации обязаны соблюсти ограничение по уровню рентабельности, определяемому как отношение прибыли к плановой себестоимости, установленное абз. 1 и 2 п. 1 постановления № 73, что не возможно соблюсти, не имея плановой себестоимости, т.е., экономического обоснования уровня применяемых цен.

И, как следствие, организация не может быть привлечена к ответственности по части третьей ст. 13.2 КоАП, предусматривающей административную ответственность за реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), но, в то же время, может быть привлечена к административной ответственности за нарушение установленных уполномоченными государственными органами предельных нормативов рентабельности, предусмотренное частью второй ст. 13.2 КоАП.