Формирование цен на защитные медицинские комбинезоны

Организация частной формы собственности планирует начать производство защитных медицинских комбинезонов.

  1. Есть ли ограничения по рентабельности?
  2. Можно ли реализовывать данные комбинезоны ниже плановой себестоимости?
  3. Как правильно оформить реализацию по ценам ниже себестоимости?

Формирование цен на защитные медицинские комбинезоны

Есть ли ограничения по рентабельности?

Установление предельных нормативов рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, включаемую в цену, является одним из способов государственного ценового регулирования, предусмотренных ст. 8 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З), и, таким образом, устанавливается в отношении регулируемых цен.

Согласно ст. 7 Закона № 255-З регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

  • товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
  • отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

В настоящее время регулирование цен осуществляется в соответствии с Указами:

  • от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ № 366);
  • от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).

Указом № 366 введены ограничения по установлению цен на изделия медицинского назначения в сфере товародвижения – у организаций-импортеров, организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю. Нормы данного Указа на производителей не распространяются и данным Указом уровень рентабельности не ограничен.

Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). В указанном перечне защитные медицинские комбинезоны не поименованы, не относится эта продукция и к социально значимым товарам, определенным постановлением Совмина от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Таким образом, организации, не включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), вправе самостоятельно определять уровень рентабельности на производимые защитные медицинские комбинезоны.

Можно ли реализовывать данные комбинезоны ниже плановой себестоимости?

Ответ на данный вопрос необходимо рассмотреть через призму:

  • ГК и законодательства о ценообразовании;
  • НПА, регулирующих вопросы реализации товаров по ценам ниже себестоимости;
  • контроля за трансфертным ценообразованием.

Частью первой ст. 394 ГК определено что расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.

Абзацем вторым ст. 12 Закона № 255-З субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно или по договоренности с покупателем устанавливать цену на свою продукцию, если в отношении ее в соответствии с законодательством не применяется государственное регулирование цен.

Так как в цены на защитные медицинские комбинезоны не входят в сферу регулируемого ценообразования, и учитывая выше изложенные нормы законодательства субъекты хозяйствования в рамках ГК и законодательства о ценообразовании вправе самостоятельно определить уровень устанавливаемых и применяемых цен, в том числе и ниже себестоимости.

Отметим также, что в соответствии с подп. 2.3 Указа № 72 отсутствие экономического обоснования (калькуляций с расшифровкой статей затрат) применительно к товарам, в отношении которых не применяется государственное регулирование цен не является правонарушением. Следовательно, организации вправе вообще не составлять плановых калькуляций.

Также, в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 субъекты хозяйствования вправе не распределять по видам продукции ряд счетов бухгалтерского учета (26, 44 и пр.). Таким образом, субъект хозяйствования вправе и не определять полную себестоимость своей продукции.

Порядок реализации товаров по ценам ниже себестоимости определен постановлением Совмина от 11.02.2015 № 94 «Об утверждении положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка». Однако нормы данного постановления распространяются исключительно на решения о реализации на территории Республики Беларусь и за ее пределами товаров (работ, услуг) собственного производства по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости, принимаемые государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде. На организации частной формы собственности положения данного постановления не распространяются.

Реализация товаров по заниженным ценам может рассматриваться и с позиций контроля за трансфертным ценообразованием в рамках гл. 11 НК. Однако для того, чтобы сделка попала в сферу контроля налоговых органов она согласно ст. 88 НК должна соответствовать сразу всем ниже приведенным критериям:

  • сделка должна быть осуществлена между взаимозависимыми лицами;
  • один из контрагентов сделки должен быть освобожден от уплаты налога на прибыль, в то время как второй контрагент сделки должен быть плательщиком налога на прибыль;
  • сумма сделки в течение года должна превышать 400 000 бел. руб. (без учета НДС).

Сделки между резидентами Республики Беларусь не соответствующие хотя бы одному из выше перечисленных критериев под контроль за трансфертным ценообразованием попасть не должны.

Как правильно оформить реализацию по ценам ниже себестоимости?

В рассматриваемой ситуации документальное оформление реализации защитных медицинских комбинезонов не имеет специфических особенностей.


Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования