Формирование оптовых цен на продукцию двойного (многоцелевого) назначения

Оптовая торговая организация осуществляет оптовые поставки метизной продукции, используемой в строительстве, машиностроении, при осуществлении ремонтных работ, а также реализуемой населению для бытовых нужд. Пунктом 3 постановления Минстройархитектуры от 06.05.2017 № 13 "Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции" (далее – постановление № 13) установлена предельная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и местного бюджетов, в размере 10 %.

ВОПРОСЫ:
  1. Распространяются ли ограничения по применению оптовой надбавки, установленные постановлением № 13, на метизную продукцию?
  2. Существуют ли ограничения по установлению цен на данную продукцию на других сегментах рынка?
  3. Каким образом следует устанавливать оптовую надбавку с учетом того, что данная продукция имеет многоцелевое назначение, а на некоторых сегментах рынка уровень торговой надбавки ограничен?

Формирование оптовых цен на продукцию двойного (многоцелевого) назначения

Распространяются ли ограничения по применению оптовой надбавки, установленные постановлением № 13, на метизную продукцию?

Ограничение предельной оптовой надбавки к отпускным ценам в размере 10 % установлено постановлением № 13 в отношении всей продукции, отвечающей одновременно 2 условиям:

  • данная продукция используется при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей);
  • строительство объектов финансируется полностью или частично за счет средств республиканского (местного) бюджета, в т. ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и облисполкомов (Мингорисполкома), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Таким образом, в случае если метизная продукция используется при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и местного бюджетов, то при формировании оптовых цен на данную продукцию следует применять оптовую надбавку в размере 10 %.

Существуют ли ограничения по установлению цен на данную продукцию на других сегментах рынка?

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен Указом от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". В качестве отдельной позиции метизная продукция в данный перечень не включена.

Постановлением Минтранса от 19.12.2014 № 45 "О регулировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей" установлен предельный норматив рентабельности в размере 12 % к плановой себестоимости в отношении прибыли, подлежащей включению в цены на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь субъектами предпринимательской деятельности строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского (местного) бюджета, в т. ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и облисполкомов (Мингорисполкома). Ограничений по предельному уровню оптовой надбавки данным постановлением не установлено.

На остальных сегментах рынка в соответствии с действующим законодательством по ценообразованию ограничений по установлению цен на метизную продукцию не установлено.

Каким образом следует устанавливать оптовую надбавку с учетом того, что данная продукция имеет многоцелевое назначение, а на некоторых сегментах рынка уровень торговой надбавки ограничен?

При формировании оптовых цен в рассматриваемой ситуации можно использовать один из 3 подходов:

  • применять оптовую надбавку в размере 10 % на весь ассортимент реализуемой метизной продукции независимо от целей ее использования покупателем. Данный подход позволяет избежать санкций со стороны проверяющих, однако, вероятнее всего, он будет являться наихудшим с точки зрения конечного финансового результата;
  • установить прейскурантную цену исходя из конъюнктуры рынка на том сегменте рынка, где возможно установить максимальную цену, с предоставлением в адрес организаций, работающих на иных сегментах рынка, скидок. При этом размер скидки в адрес организаций, осуществляющих строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского (местного) бюджета, должен быть таким, чтобы фактическая оптовая надбавка не превышала 10 %. Данный подход является наилучшим с точки зрения конечного финансового результата и достаточно комфортным как для оптовой торговой организации, так и для покупателей. Однако он может повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной частями первой и второй ст. 12.4 КоАП, так как плановая цена сформирована с превышением предельного уровня оптовой надбавки, установленного постановлением № 13;
  • установить 2 уровня цен или более на каждое наименование реализуемой продукции, при этом один уровень цен – с применением оптовой надбавки в размере 10 %. Данная цена применяется при реализации продукции организациям, осуществляющим строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского (местного) бюджета. Наличие 2 или более цен всегда вызывает у покупателей, уплачивающих цену, отличную от минимальной, вопрос о справедливости данной цены, что ведет к возникновению вопроса о том, до какого уровня продавец готов уступить в цене. Таким образом, данный подход является компромиссным с точки зрения конечного финансового результата и безопасным с точки зрения соответствия нормам действующего законодательства.