Формирование тарифов на платные медицинские услуги

Автор статьи - Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования


У учреждений здравоохранения возникают вопросы, касающиеся порядка формирования тарифов на платные медицинские услуги. Рассмотрим некоторые из этих вопросов в данной статье.

Вопросы:
  1. Как формируются тарифы на платные медицинские услуги, не входящие в перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Минздравом?
  2. Применяется ли административная ответственность за повышение тарифов на платные медицинские услуги, не включенные в перечень № 35?
  3. Включается ли НДС в стоимость платных медицинских услуг?
  4. Каким образом следует округлять тарифы на платные медицинские услуги?

Формирование тарифов на платные медицинские услуги

Как формируются тарифы на платные медицинские услуги, не входящие в перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Минздравом?

Основным нормативным правовым актом Республики Беларусь, регулирующим вопросы ценообразования, является Закон от 10.05.1999 №255-З "О ценообразовании" (далее – Закон №255-З). Статьей 6 Закона №255-З установлено, что в Республике Беларусь на услуги, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом, применяются свободные тарифы. Полномочия государственных органов по регулированию цен (тарифов) предусмотрены Указом от 25.02.2011 №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". В частности, Минздраву предоставлено право осуществлять регулирование тарифов (по согласованию с МАРТ) по перечню видов платных медицинских услуг, определяемому Совмином.

Примечание. Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли), установлен постановлением Совмина от 17.01.2014 № 35 (далее – перечень № 35, постановление № 35).

На основании Закона № 255-З тарифы на прочие платные медицинские услуги являются свободными. Статьей 12 Закона №255-З определено, что юридические лица самостоятельно или по согласованию с покупателем формируют тарифы на услуги, если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование.

На медицинские услуги, не включенные в перечень №35, в рамках законодательства по ценообразованию субъекты хозяйствования независимо от формы собственности могут самостоятельно устанавливать свободные цены исходя из конъюнктуры рынка.

Применяется ли административная ответственность за повышение тарифов на платные медицинские услуги, не включенные в перечень № 35?

Нет, не применяется.

Основания и условия административной ответственности за деяния, являющиеся административными правонарушениями, определены КоАП. Административная ответственность юридического лица за нарушение ценового законодательства предусмотрена частями второй и третьей ст. 12.4 КоАП. Частями второй и третьей названной статьи установлена ответственность субъектов хозяйствования только в отношении услуг, по которым осуществляется государственное регулирование тарифов.

Примечание. Часть вторая ст. 12.4 КоАП определяет ответственность за нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных, предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и торговых надбавок. Часть третья ст. 12.4 КоАП предусматривает ответственность за реализацию товаров (услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов).

Таким образом, части вторая и третья указанной статьи определяют ответственность субъектов хозяйствования только в отношении товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

Включается ли НДС в стоимость платных медицинских услуг?

Предельные максимальные тарифы на платные медицинские услуги, регулируемые постановлением №35, установлены следующими постановлениями Минздрава:

  • от 03.02.2015 №13 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой, ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностике";
  • от 03.02.2015 №15 "Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг";
  • от 03.02.2015 №16 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике";
  • от 21.01.2016 №3 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением".

В названных постановлениях не указано, с учетом или без учета НДС установлены данные тарифы.

Вместе с тем, исходя из п. 7 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Минздрава от 03.02.2015 № 14 (далее – Инструкция № 14), налоги и иные обязательные платежи включаются в тарифы на платные медицинские услуги в размерах и порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. При этом Инструкцией № 14 не определен порядок включения НДС в стоимость тарифов на платные медицинские услуги.

На основании части третьей п. 7 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111, тарифы на оказываемые населению услуги устанавливаются с учетом НДС в соответствии с законодательством.

Также следует отметить, что согласно алгоритму формирования тарифов на платные медицинские услуги, приведенному в приложении 1 к совместному письму Минэкономики и Минздрава от 29.06.2011 № 12-06-10/5431/03-3-10/2068 "О порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги", НДС является структурным элементом тарифа.

В то же время необходимо учитывать, что исходя из подп. 1.2 ст. 118 НК обороты по реализации медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) освобождаются от НДС.

Таким образом, обороты по платным медицинским услугам, не поименованным в подп. 1.2 ст. 118 НК, облагаются НДС, и НДС является структурным элементом тарифа и включается в тариф на платную медицинскую услугу.

Каким образом следует округлять тарифы на платные медицинские услуги?

Разъяснения о порядке округления цен приведены в письме Минторга от 25.03.2016 № 03-16/257к "Об округлении цен (тарифов)" (далее – письмо № 03-16/257к).

Согласно письму №03-16/237к с 1 июля 2016 г. субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ и бытового обслуживания населения, не могут устанавливать цену (тариф) за единицу товара (услугу) ниже минимального номинала монеты, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, – 1 бел. коп.

Розничные цены, тарифы округляются до копейки согласно арифметическим правилам. Если при пересчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки. Если дробная часть копейки менее 0,5 коп., то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна 0,5 коп. и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Однако при округлении сформированных тарифов на платные медицинские услуги, регулируемых государством, необходимо соблюдать предельный размер рентабельности (30 %), установленный Инструкцией № 14. Данное ограничение следует из абзаца третьего п. 2 письма № 03-16/257к. Осуществление округления тарифов по общему правилу может привести к превышению предельного уровня рентабельности.

Таким образом, при округлении тарифов на платные медицинские услуги, регулируемых государством с учетом недопущения превышения предельного уровня рентабельности, можно использовать один из следующих алгоритмов:

  • округлять данные тарифы по следующему правилу: 3-й и последующие знаки после запятой отбрасываются;
  • установить уровень рентабельности на 0,5–1 % ниже предельного максимального уровня и произвести округление указанных цен исходя из правил округления, рекомендуемых письмом № 03-16/257к.