Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

РУБРИКА "ВОПРОС-ОТВЕТ"

Продолжаем рассматривать вопросы, касающиеся темы «Ликвидация ООО, иных организаций и предприятий по причине отсутствия деятельности».

Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Заданные вопросы:

1. Обязаны ли налоговые органы при подаче представления о ликвидации в указанной ситуации проводить проверку наличия кредиторской задолженности, в т.ч. по исполнительным производствам?

2. Имеются ли основания для приостановления исполнительного производства в случае подачи Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в регистрирующий орган представления о ликвидации ООО «А»?

3. Имеются ли основания для ликвидации ООО «А» в указанной ситуации при наличии кредиторской задолженности?

4. Каков порядок удовлетворения требований кредиторов в указанной ситуации?

Министерство юстиции Республики Беларусь ответило следующим образом:

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004г. № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее Декрет) Министерство юстиции осуществляет организационно-методологическое обеспечение, координацию и контроль деятельности регистрирующих органов в сфера государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. При этом Министерство юстиции не наделено правом официального толкования законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также разъяснения юр и физ лицам положений действующего законодательства применительно к конкретным правоотношениям.

В этой связи полагаем возможным высказать мнение по обозначенным в обращении вопросам, которое не может рассматриваться как официальное толкование нормативного правового акта.

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 14 Положения при наличии основания, предусмотренного в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения (неосуществление коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение двадцати четырёх месяцев подряд), коммерческие организации ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.

Решение о начале ликвидации по указанному основанию принимается регистрирующим органом при направлении налоговыми органами в регистрирующий орган соответствующего представления, акта проверки, подтверждающего факт неосуществления коммерческой организацией (индивидуальным предпринимателем) деятельности в течение двадцати четырёх месяцев подряд (если проведение проверки требуется в соответствии с законодательством), и справки об отсутствии у данной организации (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам.

Таким образом, в данном случае налоговые органы проводят проверку коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с целью определения наличия либо отсутствия задолженности исключительно перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам.

В этой связи наличие кредиторской задолженности не является препятствием для принятия регистрирующим органом решения о ликвидации такой коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) в упрощенном порядке и исключения ее (его) в последующем из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) при отсутствии задолженности перед таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах».

Внесение налоговым органом в регистрирующий орган представления о ликвидации коммерческой организации не является основанием для приостановления исполнительного производства, возбужденного в отношении данного юридического лица. Основания для приостановления исполнительного производства установлены в статьях 49, 50 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

После возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если в отношении должника – юридического лица в установленном законодательством порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) и завершена процедура регистрации арестованного имущества (абзац шестой части первой статьи 53 Закона).

При упрощенной процедуре ликвидации требования кредиторов должны предъявляться непосредственно к самому должнику, который при этом же уведомлен регистрирующим органом о том, что в отношении него принято решение о ликвидации.

В связи с неисполнением должником денежных обязательств кредитор в рамках Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» вправе инициировать процедуру банкротства должника, направив в экономический суд соответствующее заявление.

В указанном заявлении кредитор вправе также заявить требование об обеспечении иска в виде запрета на исключение данного субъекта из ЕГР.

В таком случае организация ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), и запись об ее исключении из ЕГР вносится только по завершении ликвидационного производства.