Как правильно определить число календарных дней, на которые делится заработок, при исчислении пособия работающему инвалиду (инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС)?

Работающему инвалиду (инвалидность получена вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) плательщик обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – плательщик) назначал пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием за период с 4 по 17 ноября.

В расчетном периоде (с 1 мая по 31 октября) работник с 8 июня по 10 октября (125 календарных дней) был непрерывно временно нетрудоспособным в связи с заболеванием, связанным с причиной инвалидности. Пособие по временной нетрудоспособности было назначено ему за период нетрудоспособности с 8 июня по 5 октября (120 календарных дней) как работающему инвалиду, в отношении которого установлена причинная связь заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС (ч.2 п.11 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (далее – Положение № 569).

При определении среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности за период с 4 по 17 ноября из числа календарных дней расчетного периода, на которые делился заработок, исключены 120 календарных дней (дни за которые было назначено пособие).

Исключаются ли из числа календарных дней расчетного периода дни временной нетрудоспособности с 6 по 10 октября (удостоверенные листком нетрудоспособности календарные дни, за которые пособие не назначалось)?

Как правильно определить число календарных дней, на которые делится заработок, при исчислении пособия работающему инвалиду (инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС)?

Ответ:

Пособие по временной нетрудоспособности назначается на основании листка нетрудоспособности, выданного и оформленного в порядке, установленном законодательством (п.3 Положения № 569).

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 г. № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1), лицам, работающим или осуществляющим иной вид деятельности, на которых распространяется государственное социальное страхование, признанным временно нетрудоспособными по результатам экспертизы временной нетрудоспособности, на период временной нетрудоспособности выдается листок нетрудоспособности с указанием даты или периода освобождения от работы, иной деятельности (абз.2 ч.2 п.1, подп.3.1 п.3 Инструкции № 1/1).

Согласно части 2 пункта 22 Положения № 569 в число календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, не включаются календарные дни:

  • трудового и социального отпусков;

  • временной нетрудоспособности;

  • простоя не по вине работника;

  • освобождения от работы в соответствии с законодательством в других случаях.

В рассматриваемом случае в расчетном периоде временная нетрудоспособность у работающего инвалида, с освобождением его от работы, была удостоверена листками нетрудоспособности за период с 8 июня по 10 октября (125 календарных дней).

Несмотря на то, что за период временной нетрудоспособности с 6 по 10 октября пособие по временной нетрудоспособности не назначалось, указанные дни (5 дней) из числа календарных дней расчетного периода также исключаются.

При определении среднедневного заработка для исчисления пособия за период с 4 по 17 ноября из числа календарных дней расчетного периода исключаются 125 календарных дней.