Находившемуся с 1 по 22 октября 2024 года в трудовом отпуске работнику был выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием на период с 6 по 13 октября 2024 года.
Плательщику обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - плательщик) по месту работы листок нетрудоспособности представлен работником 30 апреля 2025 года.
В назначении пособия по представленному листку нетрудоспособности плательщик отказал.
Обоснованно ли отказано в назначении пособия? Какой максимальный срок установлен для представления к оплате листка нетрудоспособности после его закрытия?

Ответ:
Для подтверждения причины отсутствия на работе за период временной нетрудоспособности, и получения разрешения приступить к работе, закрытый листок нетрудоспособности представляется работником руководителю структурного подразделения по месту работы как правило в день выхода на работу после окончания случая временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 54 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 г. № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1), руководителем структурного подразделения, в котором работает получатель пособия, либо другим лицом, назначенным плательщиком, заполняются позиции «Структурное подразделение организации», «Должность временно нетрудоспособного», «Табельный номер», «Подпись руководителя структурного подразделения» оборотной стороны листка нетрудоспособности.
После заполнения этого раздела листок нетрудоспособности передается ответственному лиц для заполнения позиции «особые отметки» (абз. 3 - 6 п.55 Инструкции № 1/1). На практике указанным ответственным лицом является, как правило, работник отдела кадров или работник, ведущий учет личного состава.
В дальнейшем для назначения пособия листок нетрудоспособности передается в бухгалтерию (бухгалтеру), а в случаях, оговоренных в пункте 32 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (далее - Положение № 569), - в комиссию плательщика по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 4 Положения № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначается со дня возникновения права на него, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы или иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью.
Днем возникновения права на пособие является день, с которого лицо освобождается в соответствии с законодательством от работы или иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью.
Пособие по временной нетрудоспособности не назначается при обращении за ним по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы или иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью (ч.4 п.4 Положения № 569).
Поскольку в рассматриваемом случае работник обратился за пособием (представил листок нетрудоспособности плательщику) по истечении 6 месяцев после закрытия листка нетрудоспособности (закрыт - 13 октября 2024 года, представлен плательщику - 30 апреля 2025 года), в назначении пособия отказано обоснованно.
_________
Автор - Страцкевич Лев Николаевич. Консультант Белорусской ассоциации бухгалтеров, эксперт по вопросам исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.