Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица. Порядок и сроки обжалования

Налоговым законодательством Республики Беларусь установлено, что налоговым органом может быть проведена камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица, путем сопоставления сумм расходов и доходов физического лица на основании изучения имеющихся в налоговом органе документов и (или) информации о полученных физическим лицом доходах, понесенных им расходах. Порядок проведения камеральной проверки очень подробно описан в ст. 73-1 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица

Налоговая проверка включает в себя предварительный и последующий этапы.

Налоговый орган при проведении последующего этапа проверки истребует у физического лица пояснения об источниках доходов, сведения и (или) документы, связанные с проведением проверки. Указанное означает, что при проведении предварительного этапа проверки, было выявлено превышение расходов над доходами в размере 1000 и более базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, за исключением физического лица, в отношении которого проверка проводится на основании запросов иных государственных органов.

Физическому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках доходов по установленной форме вместе с расчетом не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, одним из следующих способов:

  • вручается лично под роспись;

  • направляется заказным письмом с уведомлением о получении. О направлении документов таким способом физическое лицо в день направления уведомляется через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).

В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы повторно направляются в порядке, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта. В этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы - полученными со дня направления уведомления физическому лицу через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).

Пояснения об источниках доходов представляются физическим лицом в письменной или электронной форме в порядке, установленном статьей 27 Налогового кодекса, в течение тридцати календарных дней со дня вручения ему документов. 

Срок представления пояснений об источниках доходов продлевается на периоды временной нетрудоспособности физического лица, нахождения его за пределами Республики Беларусь или в служебной командировке при документальном подтверждении таких периодов.

Если по результатам последующего этапа проверки установлено отсутствие превышения расходов над доходами проверяемого лица, то налоговый орган не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления уточненного расчета, составляет по установленной форме сообщение о соответствии расходов доходам физического лица, которое вместе с уточненным расчетом вручается физическому лицу лично под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении.

Если по результатам последующего этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами физического лица, то налоговым органом по установленной форме составляется акт проверки в двух экземплярах. Днем составления акта проверки является день его подписания должностным лицом налогового органа, проводившим проверку.

Налоговым органом может быть проведена дополнительная проверка.

Лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе подписать акт проверки с указанием на наличие возражений по акту проверки и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания акта проверки представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проводившим проверку должностным лицом налогового органа, и по ним в течение пятнадцати рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется плательщику заказным письмом с уведомлением о получении либо вручается ему или его представителю под роспись.

На основании акта проверки в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (направления) плательщику или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) плательщику или его представителю заключения по этим возражениям руководителем (его заместителем) налогового органа выносится решение по акту проверки.

Решение по акту проверки вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о получении плательщику или его представителю. В решение по акту проверки могут быть внесены изменения и (или) дополнения при:

  • обнаружении ошибок (описок), неполном выяснении обстоятельств;

  • внесении изменений и (или) дополнений в акт проверки, если эти изменения и (или) дополнения относятся к сведениям, указанным в решении.

Такие изменения и (или) дополнения вручаются (направляются) плательщику или его представителю в порядке, установленном настоящей статьей для вручения (направления) решения по акту проверки.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Налогового кодекса Республики Беларусь, решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Согласно ст. 355 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

На практике главной ошибкой налогоплательщика-физического лица, является игнорирование требований налогового органа о предоставлении пояснений об источниках доходов и пропуск тридцатидневного срока с момента уведомления или предоставление пояснений без доказательств получения дохода.

__________

Автор - Соколовская Юлия Федоровна. Адвокат по уголовным, экономическим и гражданским делам.