fbpx Комментарий к постановлению МАРТ от 06.08.2021 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)»

Комментарий к постановлению МАРТ от 06.08.2021 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)»

22.09.2021
Рейтинг: 5 (1 голос)

Определен порядок установления и применения регулируемых цен и тарифов (Комментарий к постановлению МАРТ от 06.08.2021 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)»

Содержание:

С 25 августа 2021 года вступила в силу Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55 (далее – Инструкция № 55, постановление № 55).

Инструкция № 55 пришла на смену ранее действовавшей Инструкции о порядке установления регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111, постановление № 111).

Напомним, что согласно п. Указа от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» (далее – Указ № 188) функции регулирования цен (тарифов), а также контроль в этой сфере были переданы из Департамента ценовой политики Министерства экономики вновь созданному на базе Министерства торговли Министерству антимонопольного регулирования и торговли, а подп. 9.2 Указа № 188 было поручено Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры по приведению актов законодательства в соответствие с Указом № 188. И к августу 2021 г. постановление № 111 (и утвержденная им инструкция) было, пожалуй, единственным НПА, который не был заменен НПА МАРТ. Таким образом, с принятием постановления № 55 осуществлено завершение приведение НПА в соответствии с Указом № 188.

Большинство положений Инструкции № 55 повторяют хорошо известные нормы Инструкции № 111.

Вместе с тем, Инструкция № 55 содержит ряд новых норм и уточнений. Отдельные нормы дополнены в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, устранения неясностей и неточностей с учетом правоприменительной практики в условиях временного ценового регулирования.

1. Расширена область применения

Как и ранее, Инструкция № 55 применяется:

  • если иное не установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (абз. 3 п. 1 Инструкции № 55). Аналогичный принцип был определен и Инструкцией № 111;
  • субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию товаров (как отечественного, так и импортного производства), выполнение работ, оказание услуг не территории Республики Беларусь (п. 2 Инструкции № 55).

Вместе с тем, в отличие от ранее действовавшей Инструкции № 111, Инструкция № 55 определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых не только согласно Указу от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72), но и согласно Указу от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143) (абз. 1 п. 1 Инструкции № 55).

В настоящее время регулирование цен в соответствии с Указом № 143 осуществляется постановлениями Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» и от 28.07.2021 № 434 «О регулировании цен».

2. Определен регламент установления торговыми организациями цен на товары, полученные при возмещении дебиторской задолженности

Пунктом 13 Инструкции № 55 предоставлено право субъектам торговли, осуществляющими оптовую торговлю, реализовывать товары, полученные при возмещении дебиторской задолженности, по ценам ниже цены производителя, но не ниже предельных минимальных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Розничные торговые организации при приобретении товара у субъекта хозяйствования, осуществляющего оптовую торговлю, по цене ниже цены реализации производителя обязаны применять торговую надбавку к цене, установленной субъектом торговли, осуществляющим оптовую торговлю (п. 19 Инструкции № 55). При составлении расчета, обосновывающего уровень розничной цены, размер торговой надбавки указывается к цене, установленной субъектом торговли, осуществляющим оптовую торговлю (абз. 2 п. 28 Инструкции № 55).

3. Уточнен порядок увеличения розничными торговыми организациями отпускных цен на величину транспортных расходов

Частью второй п. 14 Инструкции № 55 установлен запрет на включение в розничную цену расходов по доставке от субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, до объекта розничной торговли, хранению товаров в объектах розничной торговли, перемещению товаров между объектами розничной торговли одного субъекта торговли (от логистического (распределительного) склада до объекта розничной торговли), иных расходов, не связанных с доставкой от производителя.

Инструкция № 111 такого правила не содержала, однако оно вытекало из общего правила формирования розничных цен.

4. Новации в порядке формирования цен, полученного на условиях предоставления оптовой скидки

Как и в Инструкции № 111, Инструкция № 55 содержит норму, согласно которой в случае приобретения товаров у оптовика, получившего оптовую скидку, торговая надбавка применяется к отпускной цене, установленной производителем (импортером) (абз. 2 п. 15 Инструкции № 55).

Вместе с тем, Инструкцией № 55 установлено и новое правило, согласно которому оптовики, которые приобрели товар у производителей (импортеров) на условиях предоставления оптовой скидки и осуществляют реализацию в собственную торговую сеть, применяют торговую надбавку к отпускной цене производителя (импортера), уменьшенной на размер оптовой скидки (п. 11, ч. 3 п. 15 Инструкции № 55). Инструкция № 111 такого правила не содержала.

5. Определен порядок округления розничных цен

Инструкция № 111 не содержала нормы, определяющей порядок округления цен. Данный порядок также не был прописан в иных действующих НПА.

Справочно:

Правила округления розничных цен были прописаны в различных письмах (разъяснениях) к уже утратившим силу документам, например:

  • письме МАРТ от 31.07.2020 № 07-12/867к «О вопросах применения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13 июля 2020 г. № 47»;
  • письме МАРТ от 02.06.2020 № 07-12/655к «О вопросах применения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 апреля 2020 г. № 27», 
  • а также в письме Минторга от 25.03.2016 № 03-16/257к «Об округлении цен (тарифов)», которое разъясняла порядок округления цен в связи с деноминацией.

Для розничных торговых организаций установлен следующий порядок округления розничных цен:

  • розничные цены округляются до копейки;
  • округлять цены, в отношении которых законодательством установлены предельные размеры розничных цен, торговых надбавок, иные пределы, нужно с учетом соблюдения этих ограничений;
  • розничная цена округляется за соответствующую единицу измерения (штуку, десяток, метр и т.п.), на которую устанавливается цена (п. 23 и 24 Инструкции № 55).

При установлении розничные цены на наборы (комплекты) товаров округляют так:

  • округляется цена каждого товара отдельно. Затем эти округленные цены суммируются, а цена набора (комплекта) не округляется;
  • если цена устанавливается на набор (комплект) в целом (цены на отдельные товары, входящие в него, отсутствуют), округляется цена набора (комплекта) (п. 25 Инструкции № 55).

6. Предоставлено право хранения документов по ценам на электронных носителях

Инструкция № 111 содержала требование, согласно которому экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень применяемых цен (тарифов) должны были утверждаться руководителем (иным уполномоченным лицом) и храниться на бумажных носителях (п. 8 Инструкции № 111). При значительном ассортименте реализуемой продукции, необходимости изменения цен, обусловленных изменением как уровня, так и структуры затрат, предельных максимальных уровней рентабельности (оптовых и торговых надбавок) соблюдение данного требования приводило к значительному бумажному документообороту, требовало от субъектов хозяйствования наличия дополнительных площадей для хранения документов.

Пунктом 29 Инструкции № 55 субъектам хозяйствования предоставлено право хранения экономических расчетов, и иных документов, обосновывающих уровень применяемых цен (тарифов) в электронной форме, в т.ч. на материальных носителях.

7. Действия торговой организации в случае невозможности соблюдения ценовых ограничений, установленных законодательством

До вступления в силу постановления № 55 алгоритм принятия решений при изменении фиксированных, предельных цен (тарифов), предельного норматива рентабельности, предельных торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) регламентировался п. 14 Инструкции № 111.

В настоящее время алгоритм, установленный п. 14 Инструкции № 111, в целом сохранился, за некоторыми исключениями:

  • увеличен с 7 до 10 рабочих дней срок, в течение которого регулятор может запросить дополнительные документы по обоснованию проектируемого уровня цен (тарифов) (абз. 3 п. 31 Инструкции № 55);
  • увеличен с 14 до 15 рабочих дней срок рассмотрения регулятором документов на предмет возможности установления (изменения) фиксированных, предельных цен (тарифов), предельных торговых надбавок (скидок), предельных нормативов рентабельности (абз. 4 п. 31 Инструкции № 55);
  • уточнено что в случаях, когда государственное регулирование цен (тарифов) осуществляет Совмин, то документы, обосновывающие необходимость установления (изменения) фиксированных предельных цен (тарифов), предельных торговых надбавок (скидок), предельных нормативов рентабельности, подаются в государственные органы, которые проводят государственную политику в сфере, регулирование цен (тарифов) в которой осуществляет Совмин (абз. 1 п. 31 Инструкции № 55);
  • уточнено что в случае принятия регулятором решения о невозможности установления (изменения) фиксированных предельных цен (тарифов), предельных торговых надбавок (скидок), предельных нормативов рентабельности регулятор письменно информирует заявителя о принятом решении (абз. 9 п. 31 Инструкции № 55).

Автор: Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования

Юридический адрес

ООО Научно-технический центр «Сервис-Люкс»

ул. Смолячкова, 9, офис 432

+375 (17) 396-80-10
+375 (29) 565-80-10
+375 (44) 765-80-10

E-mail: info@service-lux.by
www.service-lux.by

Режим работы: ПН-ПТ с 9.00 до 18.00