Нередко организации принимают решение о ликвидации ранее созданных ими филиалов. И, независимо от причин, послуживших принятию такого решения, ликвидация филиала юридического лица непростой и трудоёмкий процесс, требующий достаточных знаний и опыта.
Рассмотрим перечень действий при ликвидации филиала ООО, ОДО, ОАО, ЗАО или УП, расположенного в Республике Беларусь.
Особенности закрытия филиала юридического лица
Следует помнить, что филиал является обособленным подразделением юридического лица (то есть не имеет статуса юр лица) и создается «головной» организацией с целью передачи части своих функций. Филиал имеет свой собственный юридический адрес и действует в рамках разработанного и утвержденного «головной» компанией Положения. А также имеет свой собственный баланс и ведет бухгалтерский учет.
Порядок действий при ликвидации филиала
1 этап. Решения, его оформление. Решение о ликвидации обособленного подразделения юридического лица принимается высшим органом управления, создавшим филиал, если иное не предусмотрено Уставом предприятия. В таком решении будет нелишним указать:
намерение Общества закрыть ранее созданный им филиал;
сроки, в течение которых необходимо ликвидировать филиал;
порядок извещения руководителя о предстоящем упразднении;
необходимость и условия проведения оценки активов и обязательств филиала;
полномочия органа управления юридического лица в процедуре ликвидации филиала.
Вслед за принятием решения об упразднении филиала уполномоченный орган издает соответствующий приказ. Приказ определяет порядок действий по упразднению подразделения предприятия:
порядок информирования государственных органов;
лиц, ответственных за проведение инвентаризации, решении кадровых вопросов.
2 этап. Уведомление гос. органов и заинтересованных лиц.
Общество обязано направить письменное уведомление в налоговую инспекцию о принятом решении о закрытии обособленного подразделения. Необходимость уведомления относится также к органам ФСЗН, Белгосстарх.
О предстоящей ликвидации необходимо уведомить контрагентов филиала.
3 этап. Оформление инвентаризации и передача имущества.
Законом предусмотрена обязанность проведения инвентаризации при смене лица, ответственного за состояние и хранение материальных ценностей. Сроки, порядок, а также назначение комиссии определяется приказом руководителя Общества.
Оформление передаточного акта и передача имущества «головной» организации происходит после инвентаризации.
4 этап. Уведомление работников филиала.
Работники должны быть уведомлены не позднее, чем за 2 месяца о предстоящем упразднении обособленного подразделения. Если трудовой договор прекращается по такому основанию, работнику выплачивается выходное пособие, размер которого составляет не менее трех среднемесячных заработков. Также наниматель имеет право с согласия работника перевести его в «головную» организацию взамен на увольнение.
5 этап. Аннулирование доверенности и отмена Положения.
При прекращении трудовых отношений с руководителем филиала доверенность не теряет своей силы. Об аннулировании доверенности необходимо уведомить лицо, которому такая доверенность была выдана, а также иных лиц.
Руководитель юридического лица отменяет действие Положения путем издания соответствующего приказа.
6 этап. Уничтожение печати подразделения организации.
Печать обособленного подразделения юр лица подлежит уничтожению назначенной комиссией путем составления Акта об уничтожении печати с указанием метода и даты уничтожения печати.
7 этап. Внесение изменений в документацию.
Для внесения изменений в Устав общества, в исполком необходимо предоставить:
заявление;
изменения и (или) дополнения, оформленные в виде приложений к Уставу, и их электронную копию;
платежный документ как факт подтверждения внесения оплаты.
Также необходимо внести изменения в лицензии, сертификаты, аттестаты, иные документы, если в них есть указания на наличие филиала.
8 этап. Закрытие счета в банке. Оставшиеся счета после упразднения подразделения по решению руководителя «головной» организации подлежат переоформлению либо закрытию таких счетов.
9 этап. Передача документов на хранение.
После ликвидации филиала оставшиеся документы направляются для хранения в архив «головой» организации. Сроки хранения зависят от вида документов.
Наша помощь в ликвидации филиала
Нужна помощь в ликвидации филиала юридического лица? Имея достаточный объем знаний и опыт специалисты «Научно-технического центра «Сервис-Люкс» возьмут на себя ведение процедуры ликвидации филиала компании. Это позволит вам избежать многочисленных трудностей.
Заказать услугу или получить консультацию можно по телефону +375 (17) 396-80-10.