Предприятие имеет на балансе базу отдыха и оказывает санаторно-курортные услуги для своих работников, граждан Республики Беларусь и иностранных граждан.
- Можно ли устанавливать для граждан Республики Беларусь и иностранных граждан цены на оказываемые услуги на разном уровне?
- Является ли обязательным составление калькуляций, обосновывающих стоимость оказываемых санаторно-курортных услуг?
Ответ:
1. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) осуществляется по перечням, утвержденным Указом от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики – Указ № 72).
Учитывая то, что государственное ценовое регулирование в отношении услуг, оказываемых санаторно-курортными учреждениями, не осуществляется (за исключением услуг детских оздоровительных лагерей), субъекты предпринимательской деятельности имеют право устанавливать цены на путевки самостоятельно или по согласованию с покупателями.
2. Тарифы на санаторно-курортные услуги (за исключением тарифов на услуги детских оздоровительных лагерей) в настоящее время не регулируются.
Субъектам предпринимательской деятельности при определении цен следует руководствоваться Законом № 255-З и нормами ГК, согласно которым на все товары (работы, услуги), за исключением тех, в отношении которых регулируются цены (тарифы), применяются свободные цены (тарифы), т. е. цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
В настоящее время законодательством не установлен порядок формирования свободных цен. Обоснование свободной цены в соответствии с нормами национального законодательства не является обязательным. Отсутствуют также требования о наличии каких-либо документов, обосновывающих данные цены.
Субъекты хозяйствования могут формировать свободные цены в произвольном порядке, используя самостоятельно разработанные формы документов.
Порядок включения всех затрат в калькуляцию субъекты хозяйствования определяют самостоятельно согласно учетной политике.
Также субъекты предпринимательской деятельности могут разработать внутренние локальные акты по вопросам ценообразования и перечню положений, которые необходимо в этих актах отразить, в т. ч. вопросы о механизме утверждения цен, обоснования цен и оформления документов (составления плановой калькуляции, прейскуранта, положения о скидках, списания материалов и т. д.), при этом затраты, включаемые в себестоимость, рассчитываются по нормам (нормативам), утвержденным организацией.
Отсутствие экономических расчетов цен (тарифов) на товары (кроме регулируемых) не является правонарушением (подп. 2.3 Указа № 72).
Примечание: В п. 8 Положения порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641 «О внебюджетных средствах бюджетных организаций» содержится требование о необходимости подтверждать установленные цены экономическими расчетами. Однако, согласно п. 4 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» указы Президента Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь.
Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования