О назначении пособия по беременности и родам

С 1 июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30 июня 2017 года № 33-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей». Данным законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Закон с 1 июля 2017 года изложен в новой редакции.

Согласно Закону, пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации относятся к государственным пособиям семьям, воспитывающим детей:

  • пособие по беременности и родам – к пособиям по материнству;
  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации – к пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. 

Право на указанные пособия, их размер и условия назначения установлены Законом, порядок исчисления и выплаты регламентирован Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 года № 569.

Как и ранее пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации назначается на основании представленного листка нетрудоспособности, выданного в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Какие же изменения и дополнения внесены Законом в порядок назначения и выплаты указанных пособий? 

Изменения связанные с пособием по беременности и родам

Порядок исчисления пособия по беременности и родам остается прежним.

В подпункте 1.2 пункта 1 статьи 9 Закона, вместо перечисления лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы на социальное страхование, применено общее понятие: «лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании».
 Законом введена новая норма о доплате к пособию по беременности и родам, выплаченному в минимальном  размере или приближенно к минимальному размеру.
  • Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала относительно каждого календарного месяца отпуска по беременности и родам.
  • Минимальный размер пособия по беременности и родам за неполный месяц определяется в размере величины, получаемой путем деления минимального размера пособия за месяц на количество календарных дней данного месяца, с последующим умножением полученного результата на количество календарных дней освобождения от работы в связи с беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности в этом месяце.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона, если размер выплаченного пособия по беременности и родам за период, установленный пунктами 1 – 3 статьи 8 Закона, ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам, производится доплата разницы между размерами указанных пособий.

Введение указанной нормы позволяет повысить размер пособия по беременности и родам женщинам, получившим его в невысоких размерах (учащимся и студентам, женщинам, стаж работы у которых в общей сложности составляет менее 6 месяцев, женщинам, зарегистрированным в качестве безработных, женщинам, получающим низкую заработную плату в связи с неполной занятостью).

При определении доплаты к пособию по беременности и родам сумма выплаченного женщине всего пособия по беременности и родам за удостоверенный листком нетрудоспособности период (включая и период 14 календарных дней, если выдавался дополнительный листок нетрудоспособности в случае осложнений беременности, родов и (или) послеродового периода, рождения двух или более детей) сравнивается с суммой пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если бы указанное пособие назначалось женщине за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам (определяется в зависимости от того, назначалось ли бы пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка, на второго и последующих детей, на ребенка-инвалида).

Если сравниваемая сумма всего выплаченного пособия по беременности и родам окажется ниже, чем сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам, производится доплата к пособию по беременности и родам в размере полученной разницы.

Расчет сравниваемой с пособием по беременности и родам суммы пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, которая была бы предусмотрена женщине, если бы листок нетрудоспособности по беременности и родам ей не оплачивался, и доплата к пособию по беременности и родам производятся после окончания периода, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Установленная Законом норма о доплате к пособию по беременности и родам применяется, если день возникновения права на пособие по беременности и родам (дата начала листка нетрудоспособности по беременности и родам) наступил 1 июля 2017 года и позднее. Если день возникновения права на пособие по беременности и родам (дата начала листка нетрудоспособности по беременности и родам) имел место по 30 июня 2017 года включительно, применяются нормы старой редакции Закона.

Пример: Работница работает у плательщика на 0,3 ставки. 1 августа 2017 года представила плательщику листок нетрудоспособности по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября 2017 года (126 календарных дней). Период уплаты обязательных страховых взносов за работницу в общей сложности до дня возникновения права на пособие по беременности и родам составлял более 6 месяцев. Исчисленное из среднедневного заработка (3,95 руб.) пособие по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября составляет 497,7 руб. (3,95 руб. х 126 дней), и превышает минимальный размер пособия по беременности и родам за указанный период (минимальный размер пособия по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября – 401, 1 руб.). Пособие выплачивается в сумме 497,7 руб.

Допустим, что роды произошли 17 сентября (родился первый ребенок в семье). Установленное с 1 августа 2017 года пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка – 278,88 руб. Исчисленная сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период с 17 сентября (со дня рождения ребенка) по 12 ноября (по день, по который работнице было выплачено пособие по беременности и родам) составляет 520,57 руб. (278,88 руб. / 30 дней х 14 дней (сентябрь) + 278,88 руб. (октябрь) + 278,88 руб. / 30 дней х 12 дней) (ноябрь)).

Поскольку сумма выплаченного работнице пособия по беременности и родам (497,7 руб.) менее суммы исчисленного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (520,57 руб.), производится доплата к пособию по беременности и родам в сумме 22,87 руб. (520,57 руб. – 497,7 руб.).

Доплата производится после 12 ноября (после дня, по который было выплачено пособие по беременности и родам).

Изменения связанные с пособием по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации

В целях социальной поддержки семей, в которых воспитываются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, статьей 19 Закона установлено, что в случае нуждаемости ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в уходе в период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и при условии, если уход за ребенком-инвалидом не осуществляется другим лицом (в том числе другим родителем) с выплатой пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, либо осуществляющее уход лицо (другой родитель), получающее пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, по объективным причинам (по состоянию здоровья или в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, другим ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, больным ребенком в возрасте до 14 лет) не имеет  возможности осуществить уход за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, мать (мачеха)  или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) этого ребенка-инвалида имеют право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом на период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Пример: Фактический уход за ребенком-инвалидом в возрасте 8 лет осуществляет в семье трудоспособная, неработающая бабушка ребенка-инвалида с выплатой ей пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Мать и отец ребенка-инвалида работают. Ребенок-инвалид направлялся на санаторно-курортное лечение. ВКК организации здравоохранения определена необходимость ухода за ребенком-инвалидом на период санаторно-курортного лечения. В семье принято решение, что в период санаторно-курортного лечения уход за ребенком-инвалидом будет осуществлять его мать.

Вопрос:  Имеет ли в данном случае мать ребенка-инвалида право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом на период его санаторно-курортного лечения?

Ответ: Права на указанное пособие у матери ребенка-инвалида не имеется. Уход за ним в период санаторно-курортного лечения должна осуществлять бабушка, получающая пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

О назначении пособия по беременности и родам