Ошибки при оформлении прейскуранта

Учреждение здравоохранения негосударственной формы собственности сформировала тарифы на оказываемые платные медицинские услуги (в т.ч. диагностические) без учета стоимости лекарственных средств, применяемых при оказании платных медицинских услуг. Вместе с тем для того, чтобы сделать более прозрачной для клиентов клиники окончательную стоимость оказываемых услуг в прейскурант были помещены тарифы с учетом стоимости лекарственных средств, используемых при оказании платных услуг.

Вопрос: Является ли такой порядок оформления прейскуранта правомерным?

Ошибки при оформлении прейскуранта

Ответ:

Нет, не является

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферы свободного и регулируемого применения цен субъектами хозяйствования, их права, обязанности и ответственность определены Законом от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон № 255-З).

В соответствии со ст. 7 Закона № 255-З о ценообразовании регулируемые цены (тарифы) применяются в отношении отдельных товаров (работ, услуг), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Указом от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" Минздраву предоставлены полномочия по регулированию тарифов на платные медицинские услуги (по согласованию с МАРТ) по перечню видов услуг, определяемому Совмином.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 "Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 35) определен перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Минздравом (по согласованию с МАРТ).

Согласно подп. 1.3 постановления № 35 в указанный перечень платных медицинских услуг включены, в частности, диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика).

Постановлением Минздрава от 03.02.2015 № 14 "О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги" определен единый порядок формирования тарифов на регулируемые платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и утверждена Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги (далее – Инструкция № 14).

В соответствии с п. 9 Инструкции № 14 тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые оплачиваются заказчиками дополнительно.

Пункт 11 Инструкции №14 предусматривает, что установленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями тарифы на платные медицинские услуги помещаются в прейскуранты.

Помещение в прейскурант тарифов с учетом стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов (т.е. общей суммы, состоящей из суммы медицинской услуги и суммы используемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов) признается контролирующими органами нарушением указанных выше норм законодательства.

За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по части первой ст. 12.4 КоАП в виде штрафа в размере до 40 базовых величин.

Справочно: Отметим что подобная ситуация встречалась в отечественной судебной практике, в частности экономическим судом Гомельской области (дело № 73-14Ап/2018), постановлением которого от 19.11.2018 «О наложении административного взыскания» должностное лицо медицинского центра, применявшего рассмотренный в ситуации порядок оформления прейскуранта, было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 8 базовых величин.


Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования