Содержание:
- Услуги иностранных фрилансеров
- Основные элементы экономической (в виде налогов и сборов) нагрузки на организацию при приобретении услуг у иностранного фрилансера и иные возникающие в связи с этим обязанности:
Фрилансер – физическое лицо, которое:
- самостоятельно предлагает свои услуги чаще всего через специализированные онлайн-ресурсы;
- выполняет разовую, временную или сезонную работу;
- является внештатным работником;
- работает удаленно.
Фриланс распространён в различных сферах, а в особенности – в деятельности, связанной с написанием текстов, переводе, рекламе, компьютерном программировании, архитектуре, дизайне, веб-дизайне, фото- и видеосъёмке, консультационной деятельности и т.п.
Преимущества от использования услуг фрилансеров очевидны, т.к. компания имеет возможность привлекать специалистов самого разного уровня различных сфер, находящихся в других городах и даже странах, без необходимости обустройства рабочего места и несения связанных с этим затрат.
Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит во всем мире и стремительно развивается в том числе и в Республике Беларусь.
Зачастую компании, прибегая к услугам фрилансеров, в частности резидентов иностранных государств, сталкиваются с рядом вопросов, найти ответы на которые даже опытным специалистам не всегда просто.
Попробуем разобраться с возникающими вопросами при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров в данной статье.
В первую очередь, для минимизации потерь времени и ресурсов, организации необходимо узнать правовой статус иностранного физического лица (далее – иностранец), услугами которого организации нужно воспользоваться. На этом этапе может выясниться, что предполагаемое «иностранное физическое лицо», например, является резидентом Республики Беларусь, или иностранец постоянно проживает и имеет вид на жительство в нашей стране, и т.д. В Республике Беларусь иностранцы могут временно пребывать, временно или постоянно проживать. В зависимости от правового положения иностранца-фрилансера алгоритм действий организации при сотрудничестве с ним может кардинально отличаться.
Далее следует определиться, каким образом будут оформлены отношения с иностранцем. При этом возможны два варианта:
Вариант А)
Прием на работу иностранного фрилансера с соблюдением требований трудового законодательства, в первую очередь Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и оформлением трудового договора;
Вариант Б)
Оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства с соблюдением положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и заключением гражданско-правового договора.
Работа иностранного фрилансера, принятого на работу по трудовому договору и работающему «удаленно» на территории, отличной от места нахождения нанимателя (ВАРИАНТ А), по определению будет подходить под понятие ТК «дистанционная работа».
Однако при оформлении такого приема необходимо соблюсти требования не только законодательства о труде, но и требования законодательства о трудовой миграции, а также законодательства о порядке пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь.
А для этого:
Во-первых, организации следует получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, подтверждающее право нанимателя привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы потребуется в том случае, когда планируется трудоустройство более 10 иностранцев, или когда после приема на работу иностранца у нанимателя в совокупности будет работать более 10 иностранцев. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, если наниматель является резидентом ПВТ.
Во-вторых, организации необходимо обеспечить получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - спецразрешение), подтверждающего право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь. Спецразрешение должно быть получено нанимателем на каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Не требуется получение спецразрещения на граждан государств - членов ЕАЭС, а также нанимателями, являющимися резидентами ПВТ.
В-третьих, иностранец должен получить разрешение на въезд на территорию Республики Беларусь. ТК устанавливает, что заключение трудового договора с дистанционным работником допускается только при личном присутствии такого работника. Таким образом, иностранцу для заключения трудового договора потребуется прибыть в Республику Беларусь.
В-четвертых, организации следует надлежащим образом оформить прием иностранца на работу и заключить с ним трудовой договор. Для заключения трудового договора иностранец должен прибыть по месту нахождения нанимателя лично и представить необходимые документы.
Содержание трудового договора с иностранцем-фрилансером, выполняющим работу дистанционно, будет иметь особенности. Например, трудовой договор с иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание, может быть только срочным (возможно заключение контракта). Кроме этого такой трудовой договор в обязательном порядке должен содержать определенные особенности и условия, установленные действующим законодательством.
Кроме заключения собственно трудового договора наниматель должен издать приказ о приеме на работу и ознакомить иностранца с ним под подпись и в присутствии иностранца оформить на него трудовую книжку установленного образца, заполнить сведения в ней, а также ознакомить работника под подпись с локальными правовыми актами (ЛПА) организации, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью.
В-пятых, наниматель, не являющийся резидентом ПВТ, в течение месяца со дня подписания трудового договора обязан зарегистрировать его в подразделении по гражданству и миграции. В подразделение по гражданству и миграции представляются оба экземпляра трудового договора (работника и нанимателя), поэтому зарегистрировать его необходимо в период пребывания иностранца-фрилансера на территории Республики Беларусь. Наниматель, являющийся резидентом ПВТ, обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства (пребывания) иностранного работника о заключении такого трудового договора (контракта) с приложением его копии.
На основании изложенного заключение трудовых договоров с иностранными фрилансерами, выполняющими дистанционную работу, является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим соблюдения нанимателем целого ряда положений законодательства о труде и о внешней трудовой миграции.
Поэтому организация может рассмотреть второй из возможных вариантов оформления отношений с иностранцем-фрилансером (ВАРИАНТ Б).
Организации вправе привлекать иностранных физических лиц к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В частности, по договорам подряда, на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. При заключении ГПД с фрилансерам организации следует соблюсти форму такого договора и включить в него определенные существенные условия, установленные законодательством. Также важно при заключении ГПД не допустить подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Чтобы не допустить подмены трудового договора ГПД, определения лишь его наименования будет недостаточно. Важно включить в него все условия, отражающие суть правоотношений между сторонами. Прежде всего следует правильно сформулировать предмет договора. В отличие от трудового ГПД заключается для выполнения конкретной определенной работы.
*По трудовому договору работник обязан выполнять не какую-либо индивидуально-определенную работу, а работу по одной или нескольким профессиям (специальностям, должностям) соответствующей квалификации, т.е. исполнять определенную трудовую функцию в деятельности организации.
Как видим, оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства и заключение с ним ГПД гораздо проще оформления таких отношений в рамках трудового законодательства.
А теперь рассмотрим основные элементы экономической (в виде налогов и сборов) нагрузки на организацию при приобретении услуг у иностранного фрилансера и иные возникающие в связи с этим обязанности.
Вне зависимости от избранного организацией варианта оформления отношений с иностранным фрилансером при оказании им услуг (выполнении работ) в общеустановленном порядке организация выступает налоговым агентов в отношении удержания и уплаты подоходного налога из выплачиваемых фрилансеру доходов, а также у организации возникает необходимость уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы в ФСЗН) и взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в Белгосстрах) из данных доходов.
Иностранные граждане независимо от того, относятся они к налоговым резидентам либо нет, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь. К таким доходам относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений. Таким образом, доход иностранного фрилансера в виде заработной платы или вознаграждения по ГПД признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и подлежит обложению подоходным налогом в Республике Беларусь в общеустановленном порядке, а организация, являющаяся источником выплаты указанных доходов, обязана при их выплате удерживать с этих доходов подоходный налог. Вместе с тем организации при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов иностранцев необходимо учитывать приоритет норм международного права. Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.
ПРИМЕР
В данной ситуации для определения порядка обложения подоходным налогом дохода (заработной платы) данного лица следует руководствоваться Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение).
На основании п. 1 ст. 9 Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения физического лица с постоянным местожительством во Франции, получаемые им в Беларуси и не освобождаемые от налогообложения, не облагаются налогами в Беларуси, если:
- упомянутое лицо находится в Беларуси в течение одного или нескольких периодов времени, не превышающих в сумме 183 дней в календарном году, и
- вознаграждения выплачиваются нанимателем или от имени нанимателя, который не имеет постоянного местопребывания во Франции, и
- расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство, которым наниматель располагает во Франции.
В рассматриваемом примере физическое лицо работает дистанционно на территории Франции и не находится на территории Беларуси, белорусская организация не имеет постоянного местопребывания и постоянного представительства во Франции.
Поэтому доходы с физического лица (резидента Франции), работающего дистанционно, не облагаются подоходным налогом в Беларуси.
Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) уполномоченным органом иностранного государства.
Кроме этого предусмотрена обязанность представления организациями в налоговый орган по месту постановки на учет сведений о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам иностранных государств. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.
Иностранные граждане, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Заявление об участии в правоотношениях по государственному социальному страхованию не требуется. Таким образом, выплаты иностранным фрилансерам включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН в таком же порядке, как и выплаты работающим гражданам Республики Беларусь. При этом взносы в ФСЗН уплачиваются за иностранцев, с которыми заключены не только трудовые договоры, но и ГПД (независимо от места выполнения работы), в размерах, сроки и порядке, предусмотренных законодательством.
Однако при начислении взносов на выплаты иностранным гражданам необходимо учитывать следующее правило: если международным договором предусмотрены правила, отличные от тех, которые установлены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.
ПРИМЕР
Согласно статье 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее – Договор) застрахованные, на которых распространяется действие данного Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.
На застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
Порядок оформления выбора применяемого законодательства определен Соглашением о применении Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее – Соглашение).
В случае выбора работником (гражданином Российской Федерации) законодательства одной из Договаривающихся Сторон и выполнения процедур, установленных Соглашением наниматель должен уплачивать за него взносы на государственное социальное страхование с учетом выбора работника в соответствующие органы Российской Федерации либо Республики Беларусь.
При отсутствии заявления работника о выборе применяемого законодательства наниматель обязан уплачивать за работника (гражданина Российской Федерации) взносы в ФСЗН. Уплата взносов за иностранного гражданина вне рамок Соглашения, с которым заключен трудовой договор, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), а также работающих на основании ГПД, в местах, предоставленных страхователем. Следовательно, с выплат в пользу иностранных фрилансеров организации необходимо исчислить и уплатить взносы в Белгосстрах. При этом за фрилансеров, работающих дистанционно, с которыми заключены трудовые договоры, страховые взносы в Белгосстрах уплачиваются в общеустановленном порядке независимо от места выполнения работы. При заключении ГПД с фрилансером, который работает удаленно, вне места нахождения организации, взносы в Белгосстрах не начисляются и не уплачиваются. Данное условие не включается также в ГПД, так как гражданин работает у себя дома или в другом месте, которое организация ему не предоставляла.
Поскольку иностранцы подлежат обязательному государственному социальному страхованию, то каждый иностранец, в том числе работающий дистанционно, подлежит регистрации в органах ФСЗН, на основании чего фрилансеру открывается индивидуальный лицевой счет и присваивается страховой номер.
Форма ПУ-1 обязательно заполняется при приеме на работу физического лица, не зарегистрированного в ФСЗН, на основании данных, содержащихся в паспорте или ином документе, его заменяющем, предназначенном для выезда за границу, или при отсутствии в документе, удостоверяющем личность, идентификационного номера, а также в случае письменного отказа гражданина от использования идентификационного номера для целей персонифицированного учета. Алгоритм действий организации при постановка на учет в системе государственного социального страхования иностранцев, работающих по трудовым договорам, и иностранцев, работающих на основе ГПД имеет особенности.
Если фрилансер принят на работу по трудовому договору, то его регистрация в ФСЗН осуществляется посредством обращения организации в территориальные органы ФСЗН с формой ПУ-1 для оформлении страхового свидетельства. Вместе с тем работник может уже иметь страховое свидетельство, если он не впервые трудоустраивается в Республике Беларусь. В этом случае иностранец предъявляет нанимателю страховое свидетельство. Далее организации необходимо подать форму ПУ-2, которая содержит сведения о приеме на работу иностранца. Форма ПУ-2 оформляется в общем порядке. Регистрация и открытие индивидуального лицевого счета гражданам, работающим по трудовым договорам, у которых в документе, удостоверяющем личность, содержится идентификационный номер, осуществляются на основании представленной в органы ФСЗН формы ПУ-2 (ПУ-1 в таком случае организация может не подавать). В общеустановленные сроки организация представляет форму ПУ-3. Особенности заполнения формы ПУ-3 по иностранным гражданам отсутствуют, форма заполняется так же, как и по гражданам Республики Беларусь.
Если иностранный фрилансер работает по ГПД, и при отсутствии идентификационного номера в его документе, удостоверяющем личность, на него заполняется форма ПУ-1. После регистрации иностранца в органах ФСЗН в общеустановленные сроки организация представляет на него форму ПУ-3. Регистрация и открытие индивидуального лицевого счета гражданам, работающим по ГПД, у которых в документе, удостоверяющем личность, содержится идентификационный номер, осуществляются на основании представленной в органы ФСЗН формы ПУ-3 (ПУ-1 в таком случае организация может не подавать).
НДС и налог на доходы иностранных организаций при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров не исчисляются и не уплачиваются организацией, т.к. отсутствуют объекты налогообложения указанными налогами.