Требуются ли работнику (гражданину Республики Беларусь), помимо записи в трудовой книжке работника, дополнительные сведения об уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации?

Работник (гражданин Республики Беларусь) представил плательщику обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – плательщик) по месту работы в организации в Республике Беларусь листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 4 по 12 июля 2024 года.

По запросу плательщика территориальным органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) представлены сведения о среднедневном заработке работника за период работы с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года, и сведения о периоде уплаты за него обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на социальное страхование за период с 1 января 2003 года по 30 июня 2024 года.

Согласно представленным Фондом сведениям период уплаты за работника страховых взносов в бюджет фонда составлял 7 лет и 26 дней.

Работник не относится к кругу лиц, указанных в пункте 18 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (далее – Положение № 569).

Исходя из представленного Фондом страхового стажа работника пособие по представленному листку нетрудоспособности следовало исчислить в соответствии с абзацем 2 части 1 пункта 16 Положения № 569 (в размере 80% среднедневного заработка).

Работник уведомил бухгалтера, что с 1 апреля 2015 года по 30 ноября 2019 года (4 года и 8 месяцев) он работал в организации Российской Федерации на основании заключенного трудового договора (организация расположена на территории Российской Федерации). Указанный период работы подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке работника.

Со слов работника, ему при увольнении разъяснили, что несмотря на то, что из заработка за период работы в Российской Федерации страховые взносы уплачивались в Фонд социального страхования Российской Федерации, период работы в Российской Федерации будет включаться в страховой стаж при назначении пособия по временной нетрудоспособности в период работы в организации в Республике Беларусь.

Так ли это? Если да, то требуются ли, помимо записи в трудовой книжке работника, дополнительные сведения об уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации?

Требуются ли работнику (гражданину Республики Беларусь), помимо записи в трудовой книжке работника, дополнительные сведения об уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации?

Ответ:

Согласно заключенному 24 января 2006 года Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее – Договор), для установления права на пособие по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размеров полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих Договаривающих Сторон, кроме случаев, когда периоды стажа совпадают по времени их приобретения.

В развитие Договора Соглашением от 15 марта 2011 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о применении Договора (далее – Соглашение) определено, что для суммирования периодов страхового (трудового) стажа, предусмотренного Договором, в целях предоставления пособий по временной нетрудоспособности и материнству компетентный орган (организация) или работодатель Договаривающейся Стороны, на территории которой осуществляется работа (трудовая деятельность), может запрашивать у компетентного органа (организации) другой Договаривающейся Стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны. Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к Соглашению.

В рассматриваемом случае в представленных плательщику Фондом сведениях о периоде страхового стажа работника, страховой стаж, приобретенный им в Российской Федерации, не был отражен, поскольку в базе данных индивидуального персонифицированного учета в системе государственного социального страхования в Республике Беларусь сведений о периоде работы в Российской Федерации не имеется.

Для подтверждения недостающего до 10-летнего периода страхового стажа у работника плательщику, назначающему пособие по представленному листку нетрудоспособности, следует обратиться с запросом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту расположения организации, где осуществлялась трудовая деятельность работника. При получении запрашиваемых сведений в течение 1 месяца со дня обращения за пособием, и подтверждении недостающего периода до 10-летнего страхового стажа, пособие по представленному листку нетрудоспособности исчисляется в соответствии с абзацем 3 части 1 пункта 16 Положения № 569 (в размере 100% среднедневного заработка).

Если к этому времени ответ на запрос не поступит, пособие исчисляется в размере 80% среднедневного заработка и выплачивается работнику. В последующем, при получении ответа на запрос и подтверждении недостающего периода до 10-летнего страхового стажа, производится перерасчет и доплата к пособию.
__________

Автор - Страцкевич Лев Николаевич. Консультант Белорусской ассоциации бухгалтеров, эксперт по вопросам исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.