Ценообразование без ошибок: формирование цен на строительные материалы, отпускаемые бюджетным организациям

Организация осуществляет производство изделий из ПВХ (окна, двери). Часть продукции отпускается: отделам образования, спорта и туризма исполкомов, учреждениям образования, и учреждениям здравоохранения за счет бюджетных средств (местных бюджетов) и используется для собственного потребления (для текущего ремонта хозяйственным способом).

Вопросы:

1. Можно ли в данном случае включать в цены прибыль исходя из конъюнктуры рынка?

2. Обязательно ли иметь учетную политику по вопросам ценообразования (положение по ценам) при работе с бюджетными организациями?

Ценообразование без ошибок: формирование цен на строительные материалы, отпускаемые бюджетным организациям

1. Можно ли в данном случае включать в цены прибыль исходя из конъюнктуры рынка?

Нет, нельзя.

Включение прибыли в цену исходя из конъюнктуры рынка возможно в отношении товаров (работ, услуг), входящих в сферу свободного ценообразования.

Если в соответствии с законодательством о ценообразовании в отношении продукции установлено государственное ценовое регулирование, то формирование цен должно осуществляться с учетом ограничений, установленных законодательством.

Сфера государственного регулирования цен определена ст. 7 Закона № 255-З от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З).

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (далее – Перечень) определен Указом от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).

В указанном перечне поименованы строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее – регулируемые цены на строительные материалы).

В соответствии с Законом от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Таким образом, деятельность по ремонту объекта является составляющей частью понятия строительной деятельности (строительство), а цены на строительные материалы (изделия, конструкции), используемые при ремонте объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов являются регулируемыми и должны формироваться с учетом ограничений, установленных в соответствии с законодательством.

Порядок установления регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции определен постановлением МАИС от 06.05.2017 №13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции», подп. 1.1 которого установлено ограничение предельного норматива рентабельности, используемого субъектами хозяйствования для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на строительные материалы в размере 20 % к плановой себестоимости.

Применение рентабельности выше указанного уровня в рассматриваемой ситуации будет являться нарушением законодательства о ценообразовании, предусматривающее административную ответственность субъекта хозяйствования в соответствии с частью второй ст. 12.4 КоАП в виде штрафа в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

2. Обязательно ли иметь учетную политику по вопросам ценообразования (положение по ценам) при работе с бюджетными организациями?

Статьей 13 Закона № 255-З определено, что субъект хозяйствования обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании.

Действующий порядок формирования регулируемых согласно Указу № 72 цен установлен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111.

Согласно части второй п. 4 вышеназванной Инструкции плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров затраты распределяются в соответствии с учетной политикой (а не положением по ценам).

Учетная политика формируется всеми организациями Республики Беларусь, ведущими бухгалтерский учет и отчетность в общеустановленном порядке, исходя из норм Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», а также на основании Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденной постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80. В соответствии с нормами действующего законодательства формирования отдельного документа «Учетная политика по ценообразованию» либо выделения отдельного структурного раздела «Учетная политика в части ценообразования» не требуется.

Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность субъектов хозяйствования иметь учетную политику по ценообразованию (положение по ценам) как в отношении регулируемых цен, так и в отношении свободных цен.

Сергей Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования