Возможный период проверки
Данный документ предполагает, что проверка соблюдения налогового законодательства хозяйствующими субъектами, в том числе индивидуальными предпринимателями, должна проводиться за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором было принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года. Исключение составляют периоды, за которые субъект хозяйствования подал уточненные декларации по налогу на прибыль и (или) по НДС, согласно которым увеличивается сумма полученного убытка или увеличивается сумма налоговых вычетов по сравнению с ранее поданными декларациями.
Настоящий период
Напомним, сейчас проверяемый субъект хозяйствования должен представлять все документы с момента проведения последней проверки либо, если проверка не проводилась вовсе, с момента своей регистрации в качестве плательщика.
Разумеется, охватить проверками все организации и индивидуальных предпринимателей просто невозможно (например, только в январе — феврале 2017 года в стране был зарегистрирован 7381 субъект хозяйствования, из них 1726 юрлиц и 5655 индивидуальных предпринимателей), поэтому многие из них не проверялись по пять-десять лет и более. В результате они вынуждены хранить все документы по бухгалтерскому учету, что, впрочем, удается далеко не всегда. Как показывают результаты проводимых налоговыми органами проверок, большинство нарушений связано именно с утерей тех или иных документов, влияющих на исчисление и уплату налогов в бюджет.
От такой меры выиграют и сами налоговые органы. По крайней мере в отношении трудозатрат: проверить накопившуюся за последние пять лет бухгалтерскую документацию все же проще, чем за десять-пятнадцать.
Как следствие, проверки будут длиться меньше (сейчас продолжительность проверки составляет 30 дней, если руководитель налогового органа (его заместитель) не продлит ее), а ими можно будет охватить большее количество хозяйствующих субъектов.
В случае ликвидации
Помимо того, документ предлагает упразднить проверку в случае ликвидации юрлица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, если в течение трех лет подряд, предшествовавших дню подачи субъектом хозяйствования заявления о ликвидации (прекращении деятельности) или дню принятия регистрирующим органом данного решения, у ликвидируемого субъекта хозяйствования отсутствовало движение денежных средств на счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, а также в электронных кошельках. В таком случае все необходимые для ликвидации документы налоговый орган будет выдавать без проверок.
В случае факта неуплаты
Еще одно любопытное новшество проекта указа гласит: если в отчетном периоде налогового периода были установлены факты неуплаты и излишней уплаты исчисляемого нарастающим итогом налога, сбора (пошлины) и со дня окончания отчетного периода истекло три года, то подлежащая уплате сумма налога, сбора, (пошлины) исчисляется по итогам этого налогового периода. Пени начисляются с учетом установленных сроков уплаты сумм налога, сбора (пошлины) и фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога, сбора (пошлины) в данном налоговом периоде.
Вероятность принятия
То, что налоговое администрирование необходимо упрощать, признал и директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц. На прошедшей 9 марта пресс-конференции он подчеркнул, что задачу «радикально» упростить законодательство поставил президент страны. Исключением излишних требований к субъектам хозяйствования и совершенствованием контрольной деятельности займется рабочая группа, созданная по распоряжению главы государства.
Как отметил Петр Арушаньянц, все предложения бизнеса (а их несколько сотен), касающиеся кардинального сокращения норм, правил и требований к хозяйствующим субъектам, упрощения налогового администрирования, снижения налоговой нагрузки, минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность предприятий будут проанализированы, «многие предложения <…> будут поддержаны». В конце марта окончательный перечень изменений направят на рассмотрение президента Беларуси.
Правда, по поводу предлагаемой предпринимателями отмены некоторых налогов (в частности, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук ратует за отказ от НДС, от налогов на недвижимость и на землю, от подоходного налога на юридических лиц) директор департамента по предпринимательству Минэкономики заявил: «Нельзя сказать, что если мы отменим половину налогов, сразу все будет хорошо. К этому вопросу нужно подходить комплексно». По-видимому, в ближайшем будущем на это рассчитывать не приходится.