Существует ли запрет на закупку товаров по необоснованно завышенным ценам?

Вопрос: Организация осуществляет производство потребительских товаров и их реализацию через организации розничной торговли. Согласно законодательству Республики Беларусь цены на производимую продукцию не являются регулируемыми. Предприятие приняло решение о повышении отпускных цен. Вместе с тем торговые объекты стали отказываться от приобретения продукции, мотивировав это наличием запрета на закупку товаров по необоснованно завышенным ценам.

Существует ли такой запрет?

Существует ли запрет на закупку товаров по необоснованно завышенным ценам?

Ответ: 

Законодательно установленного запрета нет.
Указом от 31.10.2019 № 401 "О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год" (далее – Указ № 401) определены ключевые показатели эффективности работы правительства. В перечень данных параметров включены: валовой внутренний продукт (далее – ВВП) (в сопоставимых ценах), производительность труда по ВВП, экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами (в процентах к ВВП), прямые иностранные инвестиции, реальные располагаемые денежные доходы населения. Индекс потребительских цен в указанный перечень не включен.

Вместе с тем п. 2 Указа № 401 поручено Нацбанку совместно с Совмином принять необходимые меры по ограничению в 2020 г. прироста индекса потребительских цен на уровне не выше 5 % (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.). Таким образом, согласно Указу № 401 рассматриваемый показатель не носит запретительного характера, а является целевым ориентиром для Нацбанка и правительства.

Поквартальные значения ключевых показателей эффективности работы правительства и Нацбанка на 2020 г. утверждены постановлением Совмина от 27.12.2019 №921 "О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год" (далее – постановление № 921). В частности, определено, что прирост потребительских цен за I квартал 2020 г. не должен превысить 2,5 %, первое полугодие – 3,2 %, 9 месяцев – 3,6 %, весь 2020 г. – 5,0 %. Однако согласно постановлению № 921 данные значения параметра – это показатели эффективности работы правительства и Нацбанка, и запретительного характера для субъектов хозяйствования они не носят.

Отметим, что согласно п. 5, подп. 4.1 Указа № 401 не допускается доведение:

  • руководителям организаций показателей, не определенных Совмином;
  • показателей организациям, не имеющим доли государства, либо в уставных фондах которых менее 50 % акций (долей) принадлежит государству, а также малым и микроорганизациям и организациям с участием иностранного капитала.
Показатели эффективности работы руководителей организаций, имущество которых находится в собственности государства, и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит государству (кроме микроорганизаций и организаций с участием иностранного капитала), определены подп. 2.1 постановления № 921. В этот перечень включены чистая прибыль; рентабельность продаж; снижение уровня затрат на производство и реализацию; для организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность, еще и темпы роста экспорта товаров и услуг. И все. Индекс потребительских цен в указанный перечень не включен.

Пунктом 6 постановления №921 определено, что доведение иных показателей, а также показателей иным организациям не допускается. Кроме того, п. 5 постановления № 921 установлено, что утвержденные данным постановлением ключевые показатели эффективности являются исчерпывающими; показатели социально-экономического развития, устанавливаемые на 2020 г. иными постановлениями органов государственного управления, являются индикативными.

Таким образом, ни Указом № 401, ни постановлением № 921 не предусмотрено доведение индекса потребительских цен до субъектов хозяйствования.