В условиях роста налоговых правонарушений, проблема проведения экспертами судебной налоговой экспертизы, экспертами экономистами, приобретает повышенный уровень сложности.
Название «судебная налоговая экспертиза» как подвид судебно-экономических экспертиз предполагает применение специальных знаний эксперта в одной из сфер экономической науки, а именно, в сфере налогообложения. Вполне логично может возникнуть вопрос о целесообразности привлечения эксперта в этой области, если вопросами налогообложения занимается налоговый орган. Ведь именно осуществление контроля за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов, является прямой компетенцией налогового органа.
Эксперты Центра поддержки предпринимательства Научно-технический центр «Сервис-Люкс» обладают не только специальными знаниями, но и лицензией на осуществление судебно-экспертной деятельности, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Проведение судебных налоговых экспертиз в Республике Беларусь, в отличии от стран соседей, редко используются на практике организациями. На это есть обстоятельства, которые препятствуют проведению независимой налоговой экспертизы на стадии проверки. Большинство организаций, после проведения налоговой проверки, соглашается со всеми штрафами и санкциями и не желает доводить дела до суда. Те же, кто все-таки решится, зачастую проигрывают в суде, так как забывают о том, что, во-первых, они судятся с государственным органом, во-вторых, судья не обладает специальными знаниями в области налогового (бухгалтерского) законодательства. Доводы истца должны быть не просто 100 %, а гораздо выше! При правильном подходе к делу, с привлечением эксперта, адвоката – шансы увеличатся.
В каких еще случаях будет полезно проведение налоговой экспертизы?
Перед покупкой организации. Все больше бизнесменов рассматривают варианты приобретения уже готовой компании. Это и сокращение времени, наличия необходимых разрешений, сертификатов, лицензий. Но не стоит забывать, что это еще и риск, связанный с деятельностью компании до ее покупки – уплаченные налоги, сборы, пошлины, сделки с компаниями с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Позвоните нам и наши специалисты проведут анализ компании перед покупкой.
Почему нельзя провести налоговую экспертизу во время налоговой проверки.
Знакомство с судебной налоговой экспертизой правильнее было бы начать с нормы налогового законодательства, а именно, с нормы статьи 77 Налогового кодекса Республики Беларусь. В частности, в ней говорится о том, что в налоговые органы на договорной основе вправе привлечь эксперта, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта. Такое же право нашло отражение в п. 43 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» для контролирующих (надзорных) органов. При этом привлечение эксперта является правом налогового, контролирующего (надзорного) органа, но не обязанностью.
Если в случае проведения мероприятий налогового контроля обнаружены документы (накладные, счета, счёт-фактуры, платёжные документы) по формальным признакам соответствующие порядку их оформления и используемые налоговым органом для принятия решения о привлечении к ответственности, но в действительности обладающие признаками недостоверности (подпись, оттиск печати, иные данные), то в таком случае решение данного конфликта интересов возможно только через проведение экспертизы. Причём, если рассматривать данную ситуацию как наиболее часто повторяющуюся в качестве предмета спора с налоговым органом, то правильным бы действием плательщика по защите своих интересов являлось бы заявление ходатайства о назначении комплексной судебной почерковедческой, экономической экспертизы, в результате которой, к примеру, эксперт-почерковед делает вывод о несоответствии подписей в накладной (счёт-фактуре) подписям уполномоченных на эти действия должностных лиц, что свидетельствует об отсутствии данной сделки как таковой. А эксперт-экономист, в свою очередь, на этом основании сможет сделать вывод об отсутствии объекта налогообложения.
Вместе с тем, Налоговым кодексом Республики Беларусь такое право плательщику не предоставлено. Круг его прав сводиться к следующему:
При назначении и производстве экспертизы плательщик (иное обязанное лицо), в отношении которого проводится проверка, имеет право:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
Таким образом, проведение налоговой экспертизы по заявлению (ходатайству) плательщика может быть осуществлено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:
«Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды; учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет; предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции».
Исходя из вышеперечисленно, можно сделать вывод о том, что вопросы, которые могут быть вынесены на рассмотрение налоговой экспертизы, входят в круг задач, решаемых налоговыми органами.
Проведение судебной налоговой экспертизы, в ходе проверки субъекта налоговыми органами, является нецелесообразным (со стороны налоговых органов), так как это входит в круг обязанностей налогового органа, а проведение данного вида экспертных исследований предопределяет необходимость использования экспертом знаний в сфере налогов и налогообложения.
Для рассмотрения налоговых исследований в рамках судебной экономической экспертизы, кроме вышеперечисленного, будет являться и норма закрепленная в п. 78 Указа от 16 октября 2009 года № 510:
«Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения».