Организация бухгалтерского учета в Республике Беларусь

Бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности.

Правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности определяет Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Действие данного Закона распространяется на организации. Однако отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия обязан руководитель организации. Для этого он вправе в зависимости от объема учетной работы:

  • создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
  • передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности».

Бухгалтерский учет в организации ведется на основании ее учетной политики. Каждая совершаемая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.